От схемы к рисунку. Композиция «на пальцах»
Онлайн Марины Бородиной и Натальи Гриценко
26 июня — 31 июля
Тренируемся на простых композициях из одного-двух пятен. Составляем композиционные схемы и переводим
их в рисунки по воображению. Весь онлайн мы практикуем одну и ту же последовательность действий.

1. Анализируем композиции хороших художников.
Делаем композиционные конспекты рисунков, разбираемся, как достигаются впечатления, и чем сильные композиции отличаются от слабых.

2. Делаем много композиционных проб
Например, располагаем одно и то же пятно в разных местах листа. Смотрим, прислушиваемся к своим впечатлениям, сравниваем, что меняется, записываем наблюдения. Играем с разными форматами и размерами бумаги.

3. Учимся передавать произвольно заданное впечатление с помощью композиции
.
Например, впечатление неустойчивости, удаления и приближения, давления, легкости, притяжения. Строим, разбираем и применяем композиционные схемы.

4. Поэтапно переводим формальный эскиз в законченный фигуративный рисунок, не теряя положительных качеств
и не «замучивая» деталями
.
Четкие этапы важны — ведь это экономия времени! В итоге это помогает рисовать сознательно, управлять тем, что происходит у вас в листе, и отчасти — зрительским впечатлением, и делать даже наброски более осмысленными
и законченными листами.


Адресовано тем, кто хочет:
  • научиться применять композиционные схемы и понять, как вообще кружочки и квадратики из упражнений могут помочь в рисовании;
  • уметь закладывать в рисунок желаемое впечатление, сделать самые простые рисунки выразительными;
  • видеть и сохранять хорошие стороны эскиза и его главную мысль в законченной работе;
  • начать рисовать по воображению;
  • понять чем хороши композиции хороших художников;
  • уметь анализировать свои и чужие рисунки и делать выводы из наблюдений.

Техники
• Композиционные схемы делаем в техниках аппликации и коллажа. Некоторые упражнения можно делать и в цифре.
• Фотографируем пробы на телефон, чтобы сэкономить время. Переводим схемы в рисунок любым материалом, которым уверенно владеем. Предлагаем взять аппликацию и коллаж с дорисовкой, тушь, простой/черный карандаш, линеры.

Требования к участию
Уверенное рисование с натуры
Опыт тонального и линейного рисунка
Умение резать и клеить бумагу
Если у вас всего этого нет, но очень хочется на курс — велкам. Польза будет. Просто сами рисунки будут слабее,
чем у опытных участников.

Примерное время
Минимум — 4 часа в неделю. Оптимально 8 часов.


После окончания онлайна публикуем некоторые работы в обзорах и рекламных постах.
Авторов подписываем.
Разбираем «на пальцах», как положение пятен в листе, их форма, размеры влияют на впечатление от рисунка.
Ведущая курса — Наталья Гриценко
В Простой школе ведет группу «Выразительные средства графики», онлайн и офлайн-курсы по основам рисунка и графики. Ведет арт-практику
и графику у бакалавриата и на отделении дополнительного образования в НИУ ВШЭ (факультет иллюстрации).

Фейсбук
Инстаграм
Ведущая курса — Марина Бородина
В Простой школе ведет группы «Выразительные средства графики», моку-хангу, онлайн- и офлайн-курсы по основам рисунка и графики, печатным техникам.

Фейсбук
Инстаграм
14 000 ₽
После 15 июня
12 000 ₽
После 20 июня
16 000 ₽
Что прокачивается
  • Чувство композиции и внимание к ней, понимание роли и характера объектов в листе.
  • Умение смотреть и анализировать свои впечатления, доверять своему мнению.
  • Привычка к пробам, экспериментам.
  • Уход от готовых решений.
  • Выразительность и ясность рисунка.
  • Разнообразие композиционных приемов.
  • Умение работать поэтапно.
  • Умение сохранить удачные находки эскиза до самого конца работы.
  • Рисование по представлению.
  • Умение создавать фигуративный живой рисунок на основе схемы

Результат

Множество композиционных схем-аппликаций, собственные таблички-шпаргалки, как получить то или иное впечатление, несколько графических конспектов работ хороших художников и 4 простые иллюстрации.
ПТ
СР
ЧТ
Выдача теоретических материалов и задания на неделю, начало работы

Конференция с Натальей по результатам предыдущей недели
Обзор проделанной работы
Марина письменно комментирует обзоры
Для участия понадобится
Расписание
- Ноутбук, ПК или планшет
- Любое приложение или программа
для обработки фото
- Любой текстовый редактор

Рисунки участников прошлого набора
(февраль 2019)
1. Анализ композиции
и графический конспект
Средства, которые используют художники для создания разных впечатлений у зрителя.
Анализ рисунков и фиксация наблюдений.
2. Положение пятна в листе
и впечатление движения
3. Влияние размера и формы пятна на впечатление
Пятна разного размера, формы и характера и разные ощущения от них. Например, страх или покой.
4. Взаимодействие двух пятен
Взаимодействие пятен с листом, между собой и свободным пространством.
Использование находок для создания заданного впечатления. Например, заботы
или агрессии.
5. Несколько пятен в листе. Ритмы
Понятие ритма. Создание композиции
с помощью повторяющихся пятен.
Программа
Впечатления разного движения или покоя
от одного пятна.
Как работаем
Вопросы, возникающие по ходу задаем в любое время — раз в сутки преподаватель отвечает на них.
Скрин из онлайна Димы Горелышева «Портреты незнакомцев»
Работаем на платформе «Миро». Курс выглядит как огромный виртуальный холст, в котором у каждого участника свой борд.
Скрин из онлайна Димы Горелышева «Портреты незнакомцев»

Материалы и задания — текст с иллюстрациями
Обратная связь преподавателей — текст и видео-конференции
Технические требования к
Для меня сочетание заданий по анализу и практических упражнений оказало взрывной эффект. Будто зрение подкрутили, теперь первым делом вижу в иллюстрациях композицию. Очень понравился сборник примеров, думаю, я буду ещё к нему обращаться в поисках решений. Во время онлайна сделала несколько принципиальных для себя открытий, нашла ответы на мучавшие раньше вопросы. Огромное спасибо Марине за составленные задания и подробную, внимательную обратную связь.

Последнее оказалось так важно! Ощущение поддержки и присутствия здорово помогали без страха погрузиться в пучины рефлексии и анализа своих действий и выплывать обратно. От таких переживаний у меня иногда немного едет крыша, и поддерживающий преподаватель тут выступает как некий гарант моей целостности и успешности результата.

Спасибо Наталье отдельно за пример выполнения задания на первой неделе. И видео ответ тоже здорово помог, советы, данные там, помогали разобраться как делать задание.

В обоих курсах для меня были очень ценны поддерживающие комментарии, «точно» или «да», написанное преподавателем к фразе отчёта создаёт магический закрепляющий эффект, будто легитимизирует мои открытия.
Отзывы участников прошлого потока (февраль 2019)
Дарья
Пилипнюк
Елена
Платонова
Ольга
Миронова
Если говорить про весь курс, то это для меня совершенно новый опыт! Я вышла из зоны комфорта, рисовала хоть и не каждый день, но так часто никогда не рисовала. Есть чувство, что недостаточно приложила сил и, все-таки, недостаточно сильно выходила из зоны комфорта. Я чувствую рост, но в какой-то момент я застряла на каком-то этапе (я знаю, Наталья, вы нам говорили, что это нормально, но все же). Есть просто ощущение, что недостаточно приложила усилий.

За курс я поработала несколькими материалами, некоторыми впервые. Никогда до этого не рисовала натюрморты вот так - села и рисуй. Заметила за собой, что не делаю карандашный подмалёвок к работам. Сначала это был вызов для меня, а потом стало привычкой. Также из наблюдений, нравится рисовать одной линией - это заставляет быть внимательной, а если рисую карандашом, то создаются доп.линии, что интересно смотрится на листе.

Делала все разминки. Очень нравится разминка где надо одной непрерывной линией от края до края листа провести. Я прям вижу прогресс, рука стала более подконтрольной и я ее чувствую.

Отдельное спасибо за подборку иллюстраций - они очень помогали, особенно к заданию на последней неделе.

Спасибо большое, Наталья, за курс, за то что отвечали подробно на каждый комментарий в любое время суток!
Онлайн помог разобраться, что важно в композиции именно для меня и на данном этапе. Задание каждой недели на курсе «Композиционные упражнения» начиналось с самостоятельного разбора предложенных работ различных художников. Это задавало правильный настрой на чувственное, а не аналитическое, восприятие работы масс, деталей, фактуры. На первой неделе это помогло влиться в процесс, появилась заинтересованность в собственных поисках. Поэтому, когда пришло сообщение, что из онлайна еще можно выйти, у меня не появилось ни тени сомнений, что нужно продолжать.

С началом «От схемы к рисунку» появилось ещё больше идей и внутренние рассуждения вышли на другой уровень, т.к. появилась новая задача перехода к узнаваемому изображению.

Я пришла на онлайн в поисках понимания значения композиции, была настроена на вдумчивую работу, имела полное доверие к преподавателям. И все получилось! Я не верю в какие-то готовые универсальные композиционные схемы, и прочие готовые приемы. Опыт посещения различных музеев и выставок помог мне самой прийти к этому. А вот на этом онлайне мне показали, как правильно приложить этот опыт к своим работам. Спасибо!!

На курсе мне было ОЧЕНЬ интересно; сложно было успевать, потому как рисую я медленно и неуверенно, плюс курсов по сути два, а значит заданий в два раза больше. Если бы он был один, наверное, мне было бы проще и я бы успела больше. Но ничего. Лично мне немного не хватило советов по тому, как улучшить рисунок. Но может быть, если бы больше показывала, больше бы и комментариев было)
Узнала много нового на выходе, но ожидала большего. На курсе предлагались очень простые решения, на уровне очевидных. Если смотреть работы по формальной композиции других учебных заведений, они более сложные, интересные, самостоятельные. Приложила массу усилий, но очень получились очень простые вещи. Хотя уровень продвинулся, шаг вперед есть и очевиден, но это не прорыв.

Может, это от нехватки коллективной работы, — если бы очно вместе обсуждали, было бы больше выводов и зацепок. Хотелось бы больше теории, может больше разборов, совместные конференции

Посоветовала бы себе подойти к курсу более подготовленной, ознакомиться с азами. Здесь рассчитано, что я уже что-то знаю. После онлайна взяла книгу Дайнеки 61-го года, прочитала раздел по композиции — как бы мне это помогло в начале!

Полезная вещь в любом случае, даже если я не получила, что ожидала, подтолкнул на новые искания.
Спасибо преподавателям за вежливость, корректность, человечность — от этого работалось легче.
Мы в Инстаграме