Композиция «на пальцах».
От схемы к рисунку

Онлайн Марины Бородиной и Натальи Гриценко
9 апреля — 7 мая
4 недели
Первое впечатление и эмоции от работы мы получаем благодаря композиции. Многое становится ясным еще до того, как мы увидели детали. Если идея работает в абстракции — она будет работать и в предметном рисовании.

На курсе мы разбираемся, как заинтересовать, напугать, успокоить, обрадовать, насмешить, умилить, взбодрить зрителя простой комбинацией геометрических фигур.

Тренируемся на простых композициях из одного-двух пятен. Составляем композиционные схемы и переводим их в рисунки по воображению. Весь онлайн мы практикуем одну и ту же последовательность действий.

1. Анализируем композиции хороших художников
Графику и живопись, кадры кино и мультфильмов, — и разбираемся, какое впечатление они на нас производят, и как художник этого достиг. Фиксируем наблюдения и перенимаем находки.

2. Делаем композиционные пробы в аппликации
Наблюдаем, как изменения в композиции меняют наше впечатление о происходящем. Применяем наблюдения, создавая композиции с заданным впечатлением. Учимся задавать настроение абстрактными формами. Например, располагаем одно и то же пятно в разных местах листа. Смотрим, прислушиваемся к своим впечатлениям, сравниваем, что меняется, записываем наблюдения. Играем с разными форматами и размерами бумаги.

3. Поэтапно переводим формальный эскиз в законченный фигуративный рисунок, не теряя положительных качеств и не «замучивая» деталями
Превращаем схемы в живые рисунки, сохраняя соотношения объектов, их размеры, положение в листе и основные направления. Рисуем по воображению и с натуры.

Четкие этапы важны — ведь это экономия времени! Еще они помогают рисовать сознательно, управлять тем, что происходит в листе, и отчасти — зрительским впечатлением.

Для участия необходимо
Минимальный опыт тонального и линейного рисунка. Этот курс подойдет даже самым начинающим.

Подходит тем, кто:
– испытывает трудности при переводе эскиза в законченную работу — эскиз хороший, а при переносе на большой лист вся красота теряется;
– хочет научиться работать со схематичными эскизами;
– не понимает, как рисовать по воображению;
– хочет научиться пользоваться композиционными схемами;
– не понимает, как абстрактные кружочки и квадратики разного размера могут помочь в работе над композицией;
– хочет добавить в свои рисунки выразительность и живое впечатление;
– хочет исследовать и понимать работы хороших художников;
– рисуя теряет мысль, — в итоге получается шумно и ни о чем конкретно;
– хочет анализировать свои и чужие рисунки и делать выводы из наблюдений.

Техники
Аппликация, коллаж, карандаш, графические материалы по выбору

Примерное время
Минимум — 4 часа в неделю.
Рекомендуемое время — 6 часов.

Что развивается
• Чувство композиции, понимание роли и характера объектов в листе.
• Выразительность рисунка на этапе пятнового эскиза или схемы.
• Разнообразие композиционных приемов.
• Умение работать поэтапно, от пятна к законченному рисунку, соблюдая последовательность действий.
• Внимание к композиции: при переходе от эскиза-схемы к рисунку сохраняем то, что заложено в фундамент впечатления и «делает» работу.
• Понимание, что ключевое, а что второстепенное.
• Умение сохранить удачные моменты в рисунке до самого конца.
• Навык рисования по представлению.
• Выразительность и ясность в рисунках.
• Умение создать фигуративный живой рисунок на основе схемы

Результат
Множество собственных композиционных схем-аппликаций.
• Множество зафиксированных наблюдений — таблички-шпаргалки, как получить то или иное впечатление.
• Несколько графических конспектов.
• Четыре иллюстрации.
Разбираем «на пальцах», как делать рисунки формально содержательными, с одной стороны и наполненными чувством — с другой; как положение пятен в листе, их форма, размеры влияют на впечатление от рисунка.
Марина Бородина
В Простой школе ведет группы «Выразительные средства графики», моку-хангу, онлайн- и офлайн-курсы по основам рисунка и графики, печатным техникам.

Фейсбук
Инстаграм
Наталья Гриценко
Художник-график, преподаватель. В Простой школе ведет группу «Выразительные средства графики», онлайн и офлайн-курсы по основам рисунка и графики. Ведет арт-практику и графику у бакалавриата и на отделении дополнительного образования в НИУ ВШЭ (факульт иллюстрации). Участница групповых выставок. Участница российской арт-резиденции в рамках проекта фонда В.М. Шукшина.

Инстаграм
Фейсбук
14 000 ₽
Рисунки Наташи
Рисунки Наташи
Для участия понадобится
- Компьютер или планшет
- Интернет-браузер
- Приложение для обработки фото
- Текстовый редактор
Системные требования
ПТ
СР
ЧТ
Выдача теоретических материалов и задания на неделю, начало работы
Обзор проделанной работы
Расписание
Преподаватели комментируют
По воскресеньям в 20:00 — зум-созвон с упражнениями
По четвергам в 20:00 — Наталья комментирует работы в зуме
Как работаем
Вопросы, возникающие по ходу, задаем в любое время — раз в сутки ведущий отвечает на них.
Скрин из онлайна Димы Горелышева «Портреты незнакомцев»
Работаем на платформе «Миро». Курс выглядит как огромный виртуальный холст, в котором у каждого участника свой борд.
Скрин из онлайна Димы Горелышева «Портреты незнакомцев»
Материалы и задания — текст с иллюстрациями
Обратная связь ведущего — текстовые комментарии, зум-созвоны
Рисунки Марины
Рисунки Марины
Программа
Первая неделя. Композиционный конспект. Maccа vs объект
Вторая неделя. Размер и положение массы в листе
Третья неделя. Характер массы: форма, светлота, равновесие
Знакомимся с композиционным конспектом и текстовым анализом как средством изучения композиции. Анализируем работы художников, фиксируем наблюдения. Делаем свои композиции на основе чужих композиционных схем. Учимся рисовать большими массами. Рисуем с натуры и по представлению.
Разбираемся, что можно изобразить, изменяя размер и положение массы в листе, на примере киносцен. Рисуем с натуры один и тот же сюжет, добиваясь разного впечатления. Рисуем мини-комикс на одну из заданных тем.
Добиваемся разного ощущения и характера массы в зависимости от формы, светлоты и направления краев. Анализируем подборку изображений: влияние формы массы на впечатление. Экспериментируем с абстрактными формами: сравниваем гладкие и фактурные объекты. Создаем абстрактные композиции с заданным впечатлением разного равновесия. Рисуем сюжеты с заданным впечатлением по воображению.
Четвертая неделя. Положение двух масс в листе. Взаимодействие с листом и между собой
Наблюдаем, как массы взаимодействуют с листом, между собой и свободным пространством и используем находки для создания нужного впечатления. Экспериментируем с абстрактными формами, фиксируем впечатления. Рисуем с натуры по своим абстрактным схемам. Исполняем сюжетный рисунок по представлению на заданную тему.
Материалы
– Подложка для резьбы ножом
– Макетный нож
– Клей-карандаш
– Цветная бумага: черная и серая тонкая и плотная
– Фактурная бумага: черно-белые фотографии из журналов и газет
– Белая бумага для основы, плотная: 65 листов формата А4 2 листа формата А3
– Блокнот или бумага для записей
– Папка или альбом для хранения работ
– Любые графические материалы, которыми вы уверенно владеете. Должна быть пара пятновой материал + линейный материал. Например, тушь с кистью + перо, или тушь с кистью + черный карандаш, или соус + угольный карандаш.
Рисунки участников курса «От схемы к рисунку», 2020
Рисунки участников курса «От схемы к рисунку», 2020
Алексей Герасимов
Алексей Герасимов
Анастасия Левашова
Анна Вонтнер-Смит
Валентина Гредина
Вита Владимирцева
Гульжан Алиева
Екатерина Лунева
Елена Гомзякова
Елизавета Барышова
Анна Лупанова
Инна Сойтюрк
Кира Ветрова
Наталья Крючкова
Любовь Эдвардс
Мария Ташкинова
Руфина Хаматханова
Яна Баулина
Что классного с Мариной и Наташей у нас есть
Что классного с Мариной и Наташей у нас есть
Полезные материалы
Полезные материалы
• «Ежедневное рисование» в Пленэрном онлайне 2018
• Пленэрные задания в Графической мастерской. Часть первая — черное и белое
• Пленэрные задания в Графической мастерской. Быстрое рисование
• Обзор курса «Тушь»
• Простые упражнения: линия и фактура
• Простые упражнения: линии и штрихи разной толщины
• Пленэрные задания в Графической мастерской. Штрих
Композиция - это та область рисования, о которой почему то многие учителя просто боятся говорить, а 99% студентов нашего училища имеют только интуитивное понимание что это такое. По этому слово композиция сразу стало для меня тригером. Курс и полученные знания полностью оправдали мои ожидания! Спасибо большое!
Всегда ставил себе цели максимум, и мог выполнять одно задание до полного удовлетворения, особенно это чувствовалось на обзорах: я делал обзоры, сравнения, потом конспекты, потом опять обзоры на каждую интересующую меня картину из подборок. Это многократно повысило мою настмотренность, умение анализировать и понимать что же я делаю. Спасибо большое!
Понимаю что такое ритмы и могу объяснить другим. Появилась огромная, твëрдая почва для собственной практики.

СпАсИбО бОльШоЕ! :) жалко что я живу во Владивостоке, а зум конференции были в 20:00 по Москве, а у меня это 3 часа ночи. Я в одной попробовал учавствовать, ничего не получилось, потому что хотелось спать, и забил, но спасибо за то, что есть записи!
Отзывы участников предыдущего онлайна, 2020
Корней Драбязг
Ольга Шубина
Я новичок в рисовании, и начать разбираться с композиционными задачами кажется мне самым важным сейчас, т.к. это основа, без которой сложно продвинуться дальше.
Было сложно, занимало много времени, но очень полезно
Стало понятно, как работать с композиционным конспектом и текстовым анализом работ. И с интуитивным рисованием. Надеюсь это применять.
Стала видеть замечательные ритмы вокруг себя. Стало интереснее рисовать - это уже не просто, так сказать, нащупывание дорожки в потьмах. Стало гораздо яснее, куда нужно двигаться. Появились новые интересные задачи.

Спасибо большое команде ПШ, ведущим! Зумы и встречи были просто замечательные, очень полезно!
Елена Платонова
Хотелось разобраться с конкретной темой Ритмов в композиции более подробно и научится осознанно применять соответствующие приемы
С основными задачами удавалось справиться в срок. Очень помогли собраться совместные зумы. Задания со звездочкой не всегда успевала. Мне важнее было качественно сделать основное.
При выполнении аналитической части заданий я нашла для себя много интересных готовых приемов. Но главное - это прокачка умения их искать. И именно это я применяю постоянно.
Сформировалось более четкое понимание, чего именно можно добиться, вводя ритмы в композицию. Я научилось для себя отличать движение и ритмы, хотя между ними иногда очень тонкая грань.
Еще раз хочу поблагодарить Марину и Наталью за интересные и полезные задания, вовлеченность в весь ход онлайна, а не только в оценку результатов. Для меня это был по-настоящему safe space практикум, где участники выполняют действительно эффективные задания, делятся находками и открытиями и совершенно безопасно показывают все свои результаты (каким бы "хорошими" или "плохими" на их взгляд они не были), не боясь получить в ответ часто совершенно лишнее оценочное суждение. Для меня это залог уверенного применения новых знаний в собственной практике по окончанию курса. Тема ритмов раскрыта для меня настолько, насколько позволили мои текущие навыки и умения. Я рада, что понятие Композиция продолжает разбиваться у меня в голове на более мелкие и понятные фрагменты. Такого слона нельзя скушать целиком????
Если прошло больше 2 дней, а письма всё нет, и в спаме его тоже нет, — напишите нам.

Вопросы — координатору курса
Ирине Иващенко на irina@prostaya.ru
Запись на онлайн
9 апреля — 7 мая
Композиция «на пальцах».
От схемы к рисунку

Если платите вы, напишите свое. Если кто-то оплачивает за вас, напишите его данные. Так мы отследим вашу оплату и будем знать, куда вернуть деньги в случае чего.
14 000 ₽
Сейчас откроется страница оплаты