Первое впечатление и эмоции от работы мы получаем благодаря композиции. Многое становится ясным еще до того, как мы увидели детали. Если идея работает в абстракции — она будет работать и в предметном рисовании.
На курсе мы разбираемся, как заинтересовать, напугать, успокоить, обрадовать, насмешить, умилить, взбодрить зрителя простой комбинацией геометрических фигур.
Тренируемся на простых композициях из одного-двух пятен. Составляем композиционные схемы и переводим их в рисунки по воображению. Весь онлайн мы практикуем одну и ту же последовательность действий.
1. Анализируем композиции хороших художников
Графику и живопись, кадры кино и мультфильмов, — и разбираемся, какое впечатление они на нас производят, и как художник этого достиг. Фиксируем наблюдения и перенимаем находки.
2. Делаем композиционные пробы в аппликации
Наблюдаем, как изменения в композиции меняют наше впечатление о происходящем. Применяем наблюдения, создавая композиции с заданным впечатлением. Учимся задавать настроение абстрактными формами. Например, располагаем одно и то же пятно в разных местах листа. Смотрим, прислушиваемся к своим впечатлениям, сравниваем, что меняется, записываем наблюдения. Играем с разными форматами и размерами бумаги.
3. Поэтапно переводим формальный эскиз в законченный фигуративный рисунок, не теряя положительных качеств и не «замучивая» деталями
Превращаем схемы в живые рисунки, сохраняя соотношения объектов, их размеры, положение в листе и основные направления. Рисуем по воображению и с натуры.
Четкие этапы важны — ведь это экономия времени! Еще они помогают рисовать сознательно, управлять тем, что происходит в листе, и отчасти — зрительским впечатлением.
Для участия необходимо
Минимальный опыт тонального и линейного рисунка. Этот курс подойдет даже самым начинающим.
Подходит тем, кто:
– испытывает трудности при переводе эскиза в законченную работу — эскиз хороший, а при переносе на большой лист вся красота теряется;
– хочет научиться работать со схематичными эскизами;
– не понимает, как рисовать по воображению;
– хочет научиться пользоваться композиционными схемами;
– не понимает, как абстрактные кружочки и квадратики разного размера могут помочь в работе над композицией;
– хочет добавить в свои рисунки выразительность и живое впечатление;
– хочет исследовать и понимать работы хороших художников;
– рисуя теряет мысль, — в итоге получается шумно и ни о чем конкретно;
– хочет анализировать свои и чужие рисунки и делать выводы из наблюдений.
Техники
Аппликация, коллаж, карандаш, графические материалы по выбору
Примерное время
Минимум — 4 часа в неделю.
Рекомендуемое время — 6 часов.
Что развивается
• Чувство композиции, понимание роли и характера объектов в листе.
• Выразительность рисунка на этапе пятнового эскиза или схемы.
• Разнообразие композиционных приемов.
• Умение работать поэтапно, от пятна к законченному рисунку, соблюдая последовательность действий.
• Внимание к композиции: при переходе от эскиза-схемы к рисунку сохраняем то, что заложено в фундамент впечатления и «делает» работу.
• Понимание, что ключевое, а что второстепенное.
• Умение сохранить удачные моменты в рисунке до самого конца.
• Навык рисования по представлению.
• Выразительность и ясность в рисунках.
• Умение создать фигуративный живой рисунок на основе схемы
Результат
• Множество собственных композиционных схем-аппликаций.
• Множество зафиксированных наблюдений — таблички-шпаргалки, как получить то или иное впечатление.
• Несколько графических конспектов.
• Четыре иллюстрации.
Разбираем «на пальцах», как делать рисунки формально содержательными, с одной стороны и наполненными чувством — с другой; как положение пятен в листе, их форма, размеры влияют на впечатление от рисунка.