Онлайн Самира Рахманова
10 октября — 7 ноября
Декоративные ходы
в живописи
На этом курсе мы понимаем под декоративностью пересказ натуры с изменениями в угоду замыслу художника. Художник вносит изменения в холст с целью обогащения и гармонизации внутри произведения.

Выбираем из натуры то, что нужно для нашей композиции и рисуем это так, как для неё нужно. Обобщение, выделение одного и игнорирование другого, обобщение нескольких предметов в один, упрощение силуэта до знака, заливка одним цветом, подчеркивание орнамента, отсутствие светотени и перспективы, обрисовывание контуром — это всё декоративные приемы. При этом натура, конечно, узнается, и цвет и характер предметов узнается.

Яркое проявление декоративности — японская гравюра. В ней мастера для выразительности уплощают, трансформируют и дополняют нарисованный мир вокруг героев.

Декоративность — еще один подход в арсенале художника, помогающий передавать любое придуманное впечатление от работы, точнее подбирать форму и интонацию под задачу.


Подходит тем, кто
• хочет освежить взгляд на натуру
• чувствует в своих работах «сухость» и хочет раскрепостить
• интересуется принципами работы классиков

Для участия необходимо

Опыт рисования с натуры и красками — пусть даже совсем небольшой

Займет примерно
Минимум — 4 часа в неделю
Рекомендуемое время — 8–10 часов

Что развивается
• Чувство композиции
• Живописная интуиция
• Умение смотреть и созерцать цельно, «широко видеть
• Способность смотреть на натуру под другим углом
• Свобода и смелость в рисовании
• Навык выразительного рисование
• Умение собрать себе постановку

Результат

5 копий
6-12 этюдов и картин
Разбираем, какие бывают декоративные ходы, и как ими пользоваться. Копируем классиков, потом делаем задания на узор и силуэт, в конце закрепляем наблюдения интерьерным натюрмортом.
Самир Рахманов —
ведущий онлайна
Живописец. Выпускник института им. И.Е Репина в Санкт-Петербурге. Обучался под руководством Д.А Коллеговой, И.В Петрова и Ю.В Калюты. „Сейчас сконцентрирован на фигуративной живописи, но не ставлю какие-то определенные рамки. Помимо работы в традиционных направлениях работаю в цифровой живописи".

Сайт
Инстаграм
Фейсбук
12 000 ₽
Для участия понадобится
- Компьютер или планшет
- Интернет-браузер
- Приложение для обработки фото
- Текстовый редактор
Системные требования
СБ
ЧТ
ПТ
Выдача теоретических материалов и задания на неделю, начало работы
Обзор проделанной работы
Расписание
Самир комментирует обзоры
Работы Самира Рахманова
Программа
Первая неделя. Быстрые копии классиков
Передаем большие отношения элементов композиции. Разбираем, какими средствами автор добился выразительности. Обращаем внимание на цельность пятен и форм, на их отношение друг к другу по массе, цвету, тону.

Смотрим на картину «широким взглядом» — не зацикливаемся на мелких деталях. Постоянно сравниваем одно с другим: большое с малым, светлое с темным, кривое с прямым.

Избегаем детальной проработки, работаем с самой сутью. Для этого ограничиваем себя по времени и по формату. Самир советует картины для копирования или согласовывает варианты участников.


Вторая неделя. Силуэт в натюрморте
Пишем небольшие этюды с предмета или группы предметов. Выбираем однотонные предметы с выразительными силуэтами. Самир помогает с постановкой натюрморта, если нужно.

Внимание на силуэт и контрастные границы между двумя пятнами, — ведь это первое, на что реагирует зритель. Ищем выразительность линий, избегаем симметрии, чередуем силу касания. Пишем лаконично — сдержанной палитрой, без узоров. Учимся убеждать за счет уплощения, а не за счёт передачи объема.

Третья неделя. Узор в натюрморте

Пишем небольшие этюды с предмета или группы предметов. В этот раз — предметы разные по цвету, фактуре, текстуре.

Используем разные комбинации цвета. Сочетаем 2-3 узора вместе, при этом следим за тем, чтобы не перегрузить картинку. Вспоминаем мастеров из первого задания — как они справлялись с этой задачей? Чередуем богатый узор с однотонными поверхностями, ищем повторения форм, находим каждому элементу поддержку. Помним про уплощение.

Четвертая неделя. Натюрморт в интерьере

Объединяем всё изученное — пишем 1-2 этюда с натуры. Гармонично сопоставляем силуэт и узор. Фокусируемся на общей гармонии пятен и текстур. Помним о «широком взгляде», который помогает привести работу к законченному виду.

Материалы
Любые на выбор участника: масло, темпера, гуашь, акрил, акварель, диджитал.
Главное, чтобы материал был знаком и не нужно было его осваивать.
Как работаем
Вопросы, возникающие по ходу задаем в любое время — раз в сутки преподаватель отвечает на них.
Скрин из онлайна Димы Горелышева «Портреты незнакомцев»
Работаем на платформе «Миро». Курс выглядит как огромный виртуальный холст, в котором у каждого участника свой борд.
Скрин из онлайна Димы Горелышева «Портреты незнакомцев»
Материалы и задания — текст с иллюстрациями и видео
Обратная связь преподавателей — текстовыми комментариями
Преподаватель советует
Почитать и посмотреть на досуге:
«Укиё-э»
«Японизм в западном искусстве»
Венецианская школа Живописи
Фильмы из цикла «Палитры» Алэна Жобера про художников
Николай Петрович Крымов, художник и педагог. Статьи о тоне, цвете в реалистической живописи
Владимир Вейсберг. «От цвета к свету». Биографическая книга-альбом о художнике.
С упоминанием его теорий, статей и высказываний.


Для любителей науки и теорий:
Марк Чангизи, «Революция в зрении: что, как и почему мы видим на самом деле»
Крис Фрит, «Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир»
Дэвид Хьюбел, «Глаз, мозг, зрение» — самая обширная научно-популярная книга о зрении
Иммануил Кант, «Критика способности суждения»
Мы в Инстаграме