Фото как повод для графики

Ведущие — Дмитрий Горелышев, Мария Шишова, Татьяна Борисова, Светлана Муллари и Елена Чернова
4–23 декабря
Понедельник, четверг, два вторника и три субботы c 19:00 до 22:00
В академическо-рисовальной среде к рисованию по фото относятся как к чему-то недостойному, любительскому. А на деле для художников, которые много рисовали с натуры, фото и видео открывают новую область применения навыков: развитое пространственное мышление поможет представить в голове 3Д-модель, крутить её и рисовать форму с фото по-своему; цельное восприятие даст возможность рисовать от куска или плоскими пятнами, и все равно выйти на собранный рисунок. Не зря современные графики и живописцы активно используют фото для поиска новых форм и смыслов: Дэвид Хокни, Нео Раух, Павел Отдельнов, Алессандро Марторелли, Джулиус Хоффманн.

На курсе учимся применять навыки натурного рисования в работе с референсом так, чтобы даже неудачную фотографию доводить до крепкой иллюстрации. На каждом занятии осваиваем новые подходы, которые помогут не срисовывать референс, а развивать его, подбирать материал для рисунка с конкретной фотографии, изображать то, что рисуем впервые в жизни, сохранять атмосферу фото.

А фотография дарит нам интересную «натуру», иной раз даже экзотическую — ведь можно рисовать что угодно: стадо лам, прыгунов с шестом, гигантские водопады, колоритные трущобы, гонщиков за рулем, — с натуры такого не взять. Эта новизна бодрит, освежает восприятие и показывает новые направления для работы.

Подходит тем, кто:
– рисовал по фото и получалось срисовывание;
– хочет научиться свободно обращаться с референсом и выцеплять из него только нужное;
– не понимает, как усиливать характерное из фото в рисунке.

Для участия необходимо
Опыт рисования с натуры. Если с натуры рисовали мало, может быть сложно.

Техники и инструменты
Ручка, линер, карандаш, тушь, чернографитные и чёрные карандаши, гуашь, акварель, коллаж

Что развивается
• Навык работы с фотореференсом
• Навык внимательного смотрения
• Понимание что оставить и подчеркнуть, а что совсем убрать
• Умение усилить выразительность композиции

Результат
Много рисунков в разных техниках
Как не срисовывать? Что можно сделать с неудачной фоткой из телефона? Как сохранить атмосферу фотографии, улучшив при этом композицию? Разбираемся за семь занятий с пятью разными графиками. Каждый раз новый подход и техника, в итоге — много эскизов и проб, и несколько иллюстраций.
16 000 ₽
Курс ведут
Дмитрий Горелышев
Художественный руководитель Простой школы.

Старший преподаватель кафедры академического рисунка МГХПА им. Строганова. Преподаватель Британской школы дизайна. Создатель и модератор виртуального
Музея рисунка.
Художник-график, иллюстратор.

Инстаграм
Работы на Фейсбуке
Елена Чернова
Художник, график. По образованию — театральный художник. Сейчас исследует графику и иллюстрацию.

Инстаграм
Мария Шишова
Художник, иллюстратор и преподаватель. Окончила МГХПА имени Строганова, БВШД курс Меламеда, преподает на ДПО и бакалавриате в Вышке. Работала иллюстратором в Вондерзине (Wonderzine) и Вилладже (the Village), художником в студии Ракетамедиа (Raketamedia).

Инстаграм
Биханс
Татьяна Борисова
Окончила МХПА им. Строганова Дизайнер и иллюстратор.

«Делаю книжки, рисую картинки, занимаюсь графикой».

Инстаграм
Биханс
Светлана Муллари
Иллюстратор в «Типацеха».
Закончила худ.граф педагогического университета и курс иллюстрации Виктора Меламеда в БВШД.

Фейсбук
Бихансe
Инстаграм
Программа
1. Вводная лекция. Выбор личной темы в каждом фотореференсе, рисование разными инструментами
Дмитрий Горелышев
4 декабря, суббота
19:00–22:00


Вводная лекция: как и зачем используют фото в графике; как сделать это использование незаметным или наоборот, нарочитым.

Практическая часть: рисуем по фото с экрана разными инструментами. В каждом фотореференсе выбираем личную тему.

Что принести с собой
– Бумага А3 или А4, для набросков или офисная — 20 листов
– Несколько привычных материалов

Что развивается
• Понимание разнообразия возможностей
• Навык переключения между разными задачами

Результат
Пачка рисунков
2. Фото как отправная точка для рисунка: поиск сюжетов вокруг себя, кадрирование, расширение кадра до новой композиции, дорисовка
Дмитрий Горелышев
6 декабря, понедельник
19:00–22:00


Ищем поводы вокруг себя: фотографируем и на основе фото делаем рисунки с другим кадрированием — достраиваем композицию. Если нужно, меняем роли объектов.

Что принести с собой
– Телефон с камерой
– Бумага А3 или А4 — 20 листов
– Несколько привычных материалов.

Что развивается
• Свобода при работе с фото — можно поменять что угодно
• Понимание фотореференса как первой ступени для выдумки, а не как прямой натуры

Результат
Пачка рисунков
3. Монохромный фотореализм
Дмитрий Горелышев
11 декабря, суббота
19:00–22:00


Фотореализм — дотошное рисование без «узнавания» сюжета. Рисуем с фотографии по фрагментам, не видя всего изображения и не зная, что получится в итоге. Рисунок соберется из пазла пятен и текстур только в самом конце. Или не соберётся :–) Воспринимаем фото буквально: пятна, растр и пиксели, рассматриваем внимательно, ищем в них красоту. Все неточности при перерисовке становятся выразительными особенностями, — у всех участников получаются рисунки разными.

Что принести с собой
На выбор:
– черная ручка;
– линер;
– карандаш;
– тушь.

Что развивается
• Внимание к изобразительной поверхности
• Тщательность выделки
• Точность

Результат
Один очень подробный рисунок.
4. Портрет по фото. Усиление пластики, гротеск
Маша Шишова
14 декабря, вторник
19:00–22:00


Усиливаем пластику и выразительность фигуры и портрета. Перед началом каждый участник обозначает себе пластическую задачу так, чтобы в итоге получились не просто рисунки-поиски, а графические листы. Например,

Рисуем по фотографиям одногруппников. В процессе обдумываем, в какую сторону усиливать ту или иную форму для достижения наибольшей выразительности. Таким образом финальные рисунки получаются выразительными и острыми, и при этом убедительными, — потому что основываются на фотореференсах, а не берутся из головы.

Что принести с собой
– Фотографии с портретом и фигуры — распечатанные или собранные на цифровом носителе
– Мягкие чернографитные или чёрные карандаши
– Ластики
– Любая бумага формата А3 — 20-30 листов

Что развивается
• Навык внимательного смотрения
• Умение выхватить из натуры что-то важное и интересное, чтобы усилив это, сделать рисунок выразительнее, остроумнее и осмысленнее.

Результат
• Несколько графических листов с персонажами — возможно и несколько героев в одном листе
5. Иллюстрация на основе пейзажного фото с Гугл-карт и рандомных фото людей.
Таня Борисова
18 декабря, суббота
19:00–22:00


Осмысленная графическая работа из случайной фотографии — рисуем место и населяем его людьми. Получаем фото случайно выбранного места и персонажей. Через технику и композицию собираем из этого случайного набора цельную иллюстрацию.

Сначала работаем над персонажами, потом над эскизами. Решаем, какое место персонажи занимают в композиции. Делаем несколько проб, а после — финальную иллюстрацию.

Что принести с собой
– Бумага для эскизов А4 — 10-15 листов
– Плотная бумага — 10 листов А4 и 2 листа А3
– Любой жидкий материал на выбор: тушь, гуашь, акварель
– Цветные и графитные карандаши
– Толстая и тонкая кисти
– Палитра

Что развивается
• Навыки работы с композицией
• Способность использовать фотографию, как повод для рисования

Результат
Одна иллюстрация в смешанной технике
6. Создание коллажа и рисунок на его основе
Света Муллари
21 декабря, вторник
19:00–22:00


Используем коллаж как генератор сюжета и точку отсчета для будущего графического листа. Сначала слушаем небольшую лекцию, потом приступаем к созданию иллюстрации на тему «Что, если...». Уходим от привычных сюжетов, следуя за тем, куда ведет коллаж, обозначая пространство в работе. Главное — раскачать мысль и соорудить натурное подспорье для будущей работы в материале, а не сделать «товарный» коллаж.

Вторую половину занятия делаем графический лист на основе коллажного эскиза.

Что принести с собой
– Офисная бумага А3 и А4 — по 20 листов
– Фотоматериалы для коллажа: журналы, газеты, распечатки фотографий из интернета
– Ножницы или нож для резки
– Подставка для резки
– Клей-карандаш
– Шариковые ручки или карандаши выбранных цветов

Что развивается
• Появляются новые способы придумывания сюжета, построения пространства и формообразования
• Графический арсенал

Результат
Коллаж и графический лист в финишной технике.
7. Кадры из фильмов
Лена Чернова
23 декабря, четверг
19:00–22:00


Случайные фото из телефона VS тщательно подобранные референсы. Ищем, как решать вопрос срисовывания, что можно сделать с неудачной фоткой из телефона и с крутой фотографией фотографа мирового уровня. Сравним ощущения. Нарисуем итоговый лист соединив фотографию из телефона и подготовленный фотореференс.

Попробуем разные подходы в рисовании с фотографий. Покажу примеры с фотоклюба и как я борюсь с прямым срисовыванием.

Что принести с собой
– Плотная бумага — 10-15 листов формата А4 и два листа А3
– Масляный карандаш «Фабер-Кастел Питт Ойл Бейз» (Faber-Castell «Pitt oil base)
– Черный линер толщиной 1.2
– Кисти — одну потоньше, другую потолще
– Тушь
– Заряженный телефон

Что развивается
• Навык свободного обращения с фотореференсом
• Умение использовать фотореференс как импульс для рисования, а не образец для копирования
• Навык быстрого живого рисования
• Понимание, как отобрать изображения для развития в графический лист

Результат
Пачка быстрых зарисовок и итоговый графический лист