Композиция «на пальцах». Многофигурность.
Онлайн Марины Бородиной и Натальи Гриценко
20 ноября — 18 декабря
4 недели
Каждую неделю выполняем композиционные упражнения, постепенно усложняя задачу — так проходим путь от базовых принципов до объемной многофигурной композиции. Разбираемся, как выразительно нарисовать толпу и битву, сложный натюрморт и движение, порядок и хаос — в общем, много объектов в пространстве.

Исследуем композиционные инструменты: форму и контрформу, масштаб, ритмы, статику и динамику. Рисуем плоско и пространственно. Анализируем работы художников, копим наблюдения. Пишем себе инструкции на их основе.

Рисуем по представлению и с натуры.

Подойдет тем, кто
  • прошел онлайны «От схемы к рисунку» и «Ритмы»
  • имеет опыт намеренной работы над композицией и задумывается о выборе формата, кадра, размера и положения пятна в листе
  • хочет убедительно рисовать многофигурные сюжеты
  • хочет перейти от рисования одного-двух объектов к рисованию групп и выразительных сцен
  • хочет отойти от копирования натуры к рисованию по воображению
  • изучил композицию и ритмы и готов к задачам посложнее

Займет примерно

Минимум — 4 часа в неделю
Рекомендуемое время — 6 часов

Что развивается
  • Умение компоновать много объектов в листе и убедительно рисовать заполненное пространство
  • Опыт наблюдения, моделирования, перевода абстрактной композиции в фигуративный рисунок.
  • Опыт отбора эскизов и развития их до законченного графического листа
  • Опыт рисования по представлению
  • Рисование с конкретной целью и задачей

Результат

  • 4- 6 законченных графических листов
  • Фотографии

Для участия необходимо

Опыт рисования с натуры.

Хорошо, если есть опыт намеренной работы над композицией. Если вы работаете на разных форматах и задумываетесь о том, где именно в листе разместить изображение, какого оно должно быть размера и что войдет в кадр — этого достаточно.

Приветствуется умение делать аппликацию. Если вы этого не умеете, участвовать можно. Мы дадим видео о том, как это все делать, для самостоятельного изучения.
Учимся компоновать несколько объектов и рисовать cложные композиции, уверенно располагая объемы в пространстве. Работаем с натурой, фотографиями, текстом и собственным воображением.
Ведущая курса — Наталья Гриценко
В Простой школе ведет группу «Выразительные средства графики», онлайн и офлайн-курсы по основам рисунка и графики. Ведет арт-практику и графику на бакалавриате в НИУ ВШЭ. Программы «Иллюстрация» и «Комикс».

Фейсбук
Инстаграм
Ведущая курса — Марина Бородина
В Простой школе ведет группы «Выразительные средства графики», моку-хангу, онлайн- и офлайн-курсы по основам рисунка и графики, печатным техникам.

Ведет арт-практику, графику и иллюстрацию у бакалавриата и на отделении дополнительного образования в НИУ ВШЭ (факультет иллюстрации).

Фейсбук
Инстаграм
14 000 ₽
Для участия понадобится
- Компьютер или планшет
- Интернет-браузер
- Приложение для обработки фото
- Текстовый редактор
Системные требования
ПТ
СР
ЧТ
Выдача теоретических материалов и задания на неделю, начало работы
Обзор проделанной работы
Расписание
Разбор работ в зуме в 20:00
Рисунки Марины Бородиной
Программа
Первая неделя. Плоская композиция, формы и контрформы
Вспоминаем базовую композицию и ритмы. Работаем с плоским изображением, темой большого, среднего, формы и контрформы, пятна и детали в изображении.

Смотрим работы художников. Сосредотачиваемся на взаимодействии плоских пятен. Выполняем несколько упражнений.
  1. Начинаем с уплощенного многофигурного пятна в листе. Используем положение пятна, взаимодействие с краями, ритмы и движение внутри пятна. Рисуем по воображению.
  2. Многофигурная композиция в распор в листе. Обращаем внимание на внутренний ритм форм и контрформ. Тема — хрупкое равновесие. Пирамида из силуэтов, невозможный натюрморт, акценты: касания и детали.
Итог недели: два рисунка, несколько эскизов.


Вторая неделя. Объемное в плоском
Используем изученную тему и добавляем к касаниям перекрытия форм и объединение нескольких форм в одно пятно. Говорим о перекрытии одного плоского объекта другим, как способ показать глубину пространства.

Рисуем с натуры и по представлению. Для опытных участников возможна любая другая натура. Работаем с темой пятна и детали. Помним о гармонии большого, среднего, малого, форм и контрформ.
  1. Создаем композицию с касаниями и перекрытиями, рисуем уплощенно, говорим о глубине с помощью перекрытий и планов.
  2. Превращаем ритмическую пятновую композицию в сюжет - фреску о битве, плакат о подвиге супергероя и т.д..
Итог недели: два рисунка, несколько эскизов.


Третья неделя. Многофигурность в пространстве на плоскости
Расставляем объекты в листе с учетом того, что они находятся в едином пространстве и стоят на одной плоскости. Если раньше мы не учитывали сокращение размеров в пространстве, теперь используем этот прием, чтобы подчеркнуть глубину.

Остальные принципы те же: формы, контрформы, ритмы, касания, перекрытия, работаем с большим и малым, пятном и деталями, тоном. Для разминки делаем много фотографий про скопление объектов в пространстве и на плоскости: нагромождения, предметы на столе, люди на площади.
  1. Моделируем ситуацию в постановке. Строим плоскость, выстраиваем фигуры на плоскости. Объединяем объекты в группы, предметы с тенями и тд..
  2. Выбираем самый выразительный эскиз или фотографию. Рисуем по представлению на основе полученной композиции.
Итог недели: два рисунка, несколько эскизов и фотографий.


Четвертая неделя. Объемная многофигурность
Показываем суперглубину и объем, масштаб, перспективу, располагаем предметы в ракурсе.

Разминаемся фотографиями. После делаем эскизы — с натуры и с фоток. Выделяем направления к точке схода, масштабы и ракурсы. Описываем ситуацию, как немую сцену. Рисуем подробно, начиная со схематичной 3Д-сетки в пространстве.
  1. Статичная композиция в пространстве. Городской пейзаж, нагромождение конструкций, вид изнутри кладовки, немая сцена и т.д. Цель — создать убедительное пространство.
  2. Стоп-кадр. Ситуация в ограниченном пространстве, перенасыщенная событиями. Цель — утрировать глубину, напряжение и движение. Используем ракурсы,искажение пропорций и гротеск.
Итог недели: пять-шесть эскизов, описание немой сцены, два рисунка и несколько фотографий
Материалы
  • 15-20 плотных листов формата А4 и А3.
  • Пачка бумаги для эскизов — формат А4
  • Тушь или акварель
  • Соус или уголь
  • Материалы для аппликации: черная, серая или цветная бумага, резак, клей-карандаш, подложка.
  • Графические материалы по выбору участника — карандаши, линеры
  • Белый линер или карандаш или белая гуашь
Рисунки Натальи Гриценко
Как работаем
Вопросы, возникающие по ходу задаем в любое время — раз в сутки преподаватель отвечает на них.
Скрин из онлайна Димы Горелышева «Портреты незнакомцев»
Работаем на платформе «Миро». Курс выглядит как огромный виртуальный холст, в котором у каждого участника свой борд.
Скрин из онлайна Димы Горелышева «Портреты незнакомцев»

Материалы и задания — текст с иллюстрациями
Обратная связь преподавателей — текстом и вебинарами
Рисунки участников групп Натальи и Марины