Композиция
«на пальцах». Многофигурность.

Онлайн Марины Бородиной
и Натальи Гриценко
25 июня — 21 июля
4 недели
Каждую неделю выполняем композиционные упражнения, постепенно усложняя задачу — так проходим путь от базовых принципов до объемной многофигурной композиции. Разбираемся, как выразительно нарисовать толпу и битву, сложный натюрморт и движение, порядок и хаос — в общем, много объектов в пространстве.

Исследуем композиционные инструменты: форму и контрформу, масштаб, ритмы, статику и динамику. Рисуем плоско и пространственно. Анализируем работы художников, копим наблюдения. Пишем себе инструкции на их основе.

Рисуем по представлению и с натуры.

Подойдет тем, кто
• прошел онлайны «От схемы к рисунку» и «Ритмы»
• имеет опыт намеренной работы над композицией и задумывается о выборе формата, кадра, размера и положения пятна в листе
• хочет убедительно рисовать многофигурные сюжеты
• хочет перейти от рисования одного-двух объектов к рисованию групп и выразительных сцен
• хочет отойти от копирования натуры к рисованию по воображению
• изучил композицию и ритмы и готов к задачам посложнее

Займет примерно
Минимум — 4 часа в неделю
Рекомендуемое время — 6 часов

Что развивается
• Умение компоновать много объектов в листе и убедительно рисовать заполненное пространство
• Опыт наблюдения, моделирования, перевода абстрактной композиции в фигуративный рисунок.
• Опыт отбора эскизов и развития их до законченного графического листа
• Опыт рисования по представлению
• Рисование с конкретной целью и задачей

Результат
• 4—6 законченных графических листов
• Фотографии

Для участия необходимо
Опыт рисования с натуры.

Хорошо, если есть опыт намеренной работы над композицией. Если вы работаете на разных форматах и задумываетесь о том, где именно в листе разместить изображение, какого оно должно быть размера и что войдет в кадр — этого достаточно.

Приветствуется умение делать аппликацию. Если вы этого не умеете, участвовать можно. Мы дадим видео о том, как это все делать, для самостоятельного изучения.
Учимся компоновать несколько объектов и рисовать cложные композиции, уверенно располагая объемы в пространстве. Работаем с натурой, фотографиями, текстом и собственным воображением.
Наталья Гриценко — ведущая
В Простой школе ведет группу «Выразительные средства графики», онлайн и офлайн-курсы по основам рисунка и графики. Ведет арт-практику и графику на бакалавриате в НИУ ВШЭ. Программы «Иллюстрация» и «Комикс».

Фейсбук
Инстаграм
Марина Бородина — ведущая
В Простой школе ведет группы «Выразительные средства графики», моку-хангу, онлайн- и офлайн-курсы по основам рисунка и графики, печатным техникам.

Ведет арт-практику, графику и иллюстрацию у бакалавриата и на отделении дополнительного образования в НИУ ВШЭ (факультет иллюстрации).

Фейсбук
Инстаграм
15 000 ₽
Для участия понадобится компьютер или телефон с приложением для обработки фотографий
Пятница
Среда
Четверг
Процессор
Оперативная память
Интернет-соединение
Выдача теоретических материалов и задания на неделю, начало работы
Расписание
Разбор работ
в зуме в 20:00
1.5 ГГц
2 Гб
1 Мб/c
2.8 ГГц
4 Гб
8 Мб/c
Обзор проделанной работы
Минимальные
Рекомендованные
Минимальные и рекомендованные характеристики
По воскресеньям в 20:00 — зум-созвон с упражнениями
По четвергам в 20:00 — Наталья комментирует работы в зуме
Как работаем
Вопросы, возникающие по ходу задаем в любое время — раз в сутки ведущий отвечает на них.
Скрин из онлайна Димы Горелышева «Портреты незнакомцев»
Работаем на платформе «Миро». Курс выглядит как огромный виртуальный холст, в котором у каждого участника свой борд.
Скрин из онлайна Димы Горелышева «Портреты незнакомцев»
Материалы и задания — текст с иллюстрациями
Обратная связь преподавателя — текстовые комментарии и зум-созвоны
Рисунки Марины и Натальи
Марина Бородина
Марина Бородина
Марина Бородина
Марина Бородина
Марина Бородина
Марина Бородина
Марина Бородина
Марина Бородина
Марина Бородина
Наталья Гриценко
Наталья Гриценко
Наталья Гриценко
Наталья Гриценко
Наталья Гриценко
Наталья Гриценко
Программа
Первая неделя. Плоская композиция, формы и контрформы
Вспоминаем базовую композицию и ритмы. Работаем с плоским изображением, темой большого, среднего, формы и контрформы, пятна и детали в изображении.

Смотрим работы художников. Сосредотачиваемся на взаимодействии плоских пятен. Выполняем несколько упражнений.
  1. Начинаем с уплощенного многофигурного пятна в листе. Используем положение пятна, взаимодействие с краями, ритмы и движение внутри пятна. Рисуем по воображению.
  2. Многофигурная композиция в распор в листе. Обращаем внимание на внутренний ритм форм и контрформ. Тема — хрупкое равновесие. Пирамида из силуэтов, невозможный натюрморт, акценты: касания и детали.
Итог недели: два рисунка, несколько эскизов.


Вторая неделя. Объемное в плоском
Используем изученную тему и добавляем к касаниям перекрытия форм и объединение нескольких форм в одно пятно. Говорим о перекрытии одного плоского объекта другим, как способ показать глубину пространства.

Рисуем с натуры и по представлению. Для опытных участников возможна любая другая натура. Работаем с темой пятна и детали. Помним о гармонии большого, среднего, малого, форм и контрформ.
  1. Создаем композицию с касаниями и перекрытиями, рисуем уплощенно, говорим о глубине с помощью перекрытий и планов.
  2. Превращаем ритмическую пятновую композицию в сюжет - фреску о битве, плакат о подвиге супергероя и т.д..
Итог недели: два рисунка, несколько эскизов.


Третья неделя. Многофигурность в пространстве на плоскости
Расставляем объекты в листе с учетом того, что они находятся в едином пространстве и стоят на одной плоскости. Если раньше мы не учитывали сокращение размеров в пространстве, теперь используем этот прием, чтобы подчеркнуть глубину.

Остальные принципы те же: формы, контрформы, ритмы, касания, перекрытия, работаем с большим и малым, пятном и деталями, тоном. Для разминки делаем много фотографий про скопление объектов в пространстве и на плоскости: нагромождения, предметы на столе, люди на площади.
  1. Моделируем ситуацию в постановке. Строим плоскость, выстраиваем фигуры на плоскости. Объединяем объекты в группы, предметы с тенями и тд..
  2. Выбираем самый выразительный эскиз или фотографию. Рисуем по представлению на основе полученной композиции.
Итог недели: два рисунка, несколько эскизов и фотографий.


Четвертая неделя. Объемная многофигурность
Показываем суперглубину и объем, масштаб, перспективу, располагаем предметы в ракурсе.

Разминаемся фотографиями. После делаем эскизы — с натуры и с фоток. Выделяем направления к точке схода, масштабы и ракурсы. Описываем ситуацию, как немую сцену. Рисуем подробно, начиная со схематичной 3Д-сетки в пространстве.
  1. Статичная композиция в пространстве. Городской пейзаж, нагромождение конструкций, вид изнутри кладовки, немая сцена и т.д. Цель — создать убедительное пространство.
  2. Стоп-кадр. Ситуация в ограниченном пространстве, перенасыщенная событиями. Цель — утрировать глубину, напряжение и движение. Используем ракурсы,искажение пропорций и гротеск.
Итог недели: пять-шесть эскизов, описание немой сцены, два рисунка и несколько фотографий


Материалы
• 15-20 плотных листов формата А4 и А3.
• Пачка бумаги для эскизов — формат А4
• Тушь или акварель
• Соус или уголь
• Материалы для аппликации: черная, серая или цветная бумага, резак, клей-карандаш, подложка.
• Графические материалы по выбору участника — карандаши, линеры
• Белый линер или карандаш или белая гуашь
Рисунки участников предыдущего набора
Руслан Власов
Руслан Власов
Александр Герасимов
Анна Вонтнер-Смит
Анна Вонтнер-Смит
Екатерина Блошкина
Екатерина Блошкина
Екатерина Дьяконова
Екатерина Дьяконова
Мария Взглядова
Мария Взглядова
Ольга Шубина
Ольга Шубина
Ольга Никитова
Ольга Никитова
Юлия Колчина
Отзывы участников прошлого потока (ноябрь, 2020)
Большое спасибо за курс. Шла на него немного опасаясь, что я все уже и так знаю, потому что я уже считаю себя опытным художником и у меня есть художественное образование, даже два. Но не пожалела ни разу! Может ничего революционно нового я не узнала, выполнение заданий, которые были очень интересными и неожиданными помогло сконцентрироваться на многих моментах, на которые в жизни не слишком обращаешь внимание. Очень понравилось, что здесь тебе не говорят "вот надо делать так", а дают задание и ты сам приходишь к выводам, а Марина с Наташей тебя к ним мягко подводят. )
Анна Лагеда

Cправлялась максимально хорошо, исходя из своих возможностей и условий. Часто казалось, что у многих мегапрогресс, а я стою на месте, иду банальными путями. Но в итоге вижу, что это не так. Что-то не получалось, а что-то стала делать увереннее - раставлять объекты, работать с натурой, исходя из задачи.
1. Стала более увереннее подходить к рисованию многофигурных композиций.
2. Поняла, что вообще-то я могу рисовать "из головы" и "править балом", а не срисовывать натуру точь в точь.
3. Смотрю на все вокруг иначе - контрформы, касания, пересечения, планы...
4. Стало проще и без усилия начинать с общего и не вдаваться в детали на первом этапе. Сначала думать об обобщенной композиции, далее уже решать вопросы по деталям, фактурам. Раньше это часто отвлекало в начале и уводило в копание там и сям и соответственно лист получался дробным.
5. Еще больше закрепился навык постановки задачи перед тем, как приступать к работе. И соответственно оценивать результат с точки зрения того, получилось ли решить поставленную задачу. Я к этому шла весь этот год ))
Катя Дьяконова

Все трудности смогла преодолеть с помощью преподавателей. Я выделила для курса довольно много времени на неделе, поэтому успевала выполнять задания в срок на приемлемом для меня самой уровне. Разборы в зуме по расписанию дополнительно мотивировали все успеть))
Появился осмысленный список композиционных инструментов, которые нужно держать в голове при работе над многофигурной композицией. Стало легче работать с планами, изменять положения предметов относительно друг друг и менять ракурс.
"Многофигурный" онлайн оказался самым полезным для меня из всех курсов по композиции. Несмотря на то, что записываться и приступать к заданиям было страшно и сложно, довольно быстро получилось ощутить легкость при работе над учебными рисунками, загореться и даже пофантазировать)) Игровой подход крайне удачно соединен с правильной порцией теории. Разнообразие изучаемых инструментов тоже поразило. Оглянувшись в конце курса и посмотрев на выполненные работы, у меня просто в голове не укладывается насколько разнообразными они оказались. При этом нельзя сказать, что это был эволюционный путь от простого к сложному. Прекрасно понимаю, что простые силуэтные работы по заданию первой недели вполне могут быть намного сложнее и глубже пространственных композиций из конца курса. За этот месяц у меня наконец проснулся настоящий интерес к натюрмортам. Стало понятно, что в них искать. Как переносить потом это найденное в пейзажные работы и городские зарисовки. Невероятная поддержка преподавателей как всегда придавала мотивации и заставляла двигаться вперед, преодолевать возникающие трудности. Еще раз спасибо за возможность учиться у вас в таком удобном для меня онлайн-формате!
Елена Платонова

Это стало осознанным продолжение курса "Ритмы, захотелось дальше изучать композицию , развиваться в этой теме.
В этом курсе я делал все задания , мне хватало время на все , и на изучение теории и наличные эксперименты в творчестве , курс очень насыщенный , много интересных тем изучали и практиковали , мне нравилось разнообразие подачи тем и упражнений .Было не скучно !))))Где то даже был взрыв мозга!!!!!
Самый главный навык ,что на любом формате ,я научился расставлять любые вещи , фигуры. узнал как выгодно что показать , как управлять виглядом зрителя , причем композиции от реалистичных до абстрактных !
После курса хочется больше рисовать , хочется заняться личным творчеством с применением полученных знаний , еще раз попробовать все чему на учили за месяц , который так быстро пролетел !
Желаю больше таких продуктивных и творческих курсов и больше таких опытных и знающих и добрых )))) преподавателей!!!! Спасибо БОЛЬШОЕ !!!!
Руслан Власов

Иногда хотелось сделать больше, чем успевала. Информация была дана очень понятно и доступно, поэтому ее было достаточно легко применять на практике.
Теперь, когда смотрю на чужие работы, сразу анализирую их композицию, думаю, почему автор сделал тот или иной выбор. Раньше оценивала просто как "нравится-не нравится", теперь стала понимать, почему нравится или не нравится. Кроме того, теперь каждый раз прежде чем что-то рисовать, думаю про композицию и применяю то, чему научилась на курсе.
Все очень понравилось. Спасибо преподавателям, что подробно отвечали на вопросы, разбирали частные проблемы, комментировали работы. Курс действительно помог разобраться с композицией, дал понятные инструменты, которые можно применять на практике, и научил анализировать свои работы и работы других авторов.
Катя Татаринова

Если прошло больше 2 дней,
а письма всё нет, и в спаме его тоже нет, — напишите нам.

Вопросы — координатору Леониду Токареву на leon@prostaya.ru
Запись на «Композиция «на пальцах». Многофигурность.
25 июня —21 июля
4 недели
Композиция «на пальцах». Многофигурность
Если платите вы, напишите свое. Если кто-то оплачивает за вас, напишите его данные. Так мы отследим вашу оплату и будем знать, куда вернуть деньги в случае чего.
15 000 ₽
Сейчас откроется страница оплаты