Школа смотрения

Лекции-рисовальни Павла Шевелева
23 октября — 12 февраля
С 15:00 до 17:00
13 занятий

Свободный вход на первую лекцию
Главная тема занятий — поверхность листа, композиционные задачи, которые связаны с поверхностью и с организацией листа и зрения того, кто смотрит на произведение искусства. Павел показывает, как перед художниками появлялись те или иные задачи, какие трудности они преодолевали. Обращая наше внимание на то, что искать в произведении, какие вопросы задавать себе.

Главная задача художника — придумать или выбрать метод языка изображения. Каждый раз художники создают аналогичную реальности реальность, но степень похожести разная, — выбор за автором. Как преобразовать эту реальность вокруг нас — или в нашей голове, — и уместить её в объём листа, стены или другого объекта, на котором мы рисуем? В этом и есть главный вызов художника.

Всё это знание работает и для зрителя — понимание художественных задач позволяет «читать» произведение без помощи искусствоведа и литературного пересказа того, что изображено. Как сделано произведение и почему именно так. Увидеть достоинства и недостатки, сопоставить их с задачами, которые решаются на поверхности произведения.

Павел: «К каждому занятию я делаю книжки, в которых мы рисуем и выполняем задания. Эти книжки формата А3 и сделаны из плотной бумаги, на которой удобно и приятно работать. Лист сфальцован и сшит с рисунками, которые помогут начать слушателю выполнять задания. Лекция проходит перед большим экраном, на котором транслируются с компьютера картинки по теме. Рядом установлен планшет с большим листами, на которых я рисую вместе с участниками, объясняя и показывая не только, как это делали великие, но и на собственном примере.

Книжки участников постепенно заполняются рисунками. Если ходить на все занятия, то в конце из этих книжек получится библиотека задач, по которым можно находить поводы для рисования в дальнейшем, ставить себе новые задачи».

Кому подходит:
– рисующим людям, которые поняли, что нарисовать похоже — еще не всё, и неудовлетворены возможным тупиком;
– тому, кто хочет научиться «читать» картины и считавать художественные задачи, которые переплетаются со смысловыми, но все-таки главенствуют;
– кто хочет хотят смотреть произведения без «костылей» искусствоведов;

Павел: «Слушатели могут быть любого возраста и любой подготовки. Это могут быть и дети, и подростки, и те, кто начинает рисовать, и те, кто рисует всю жизнь».

Для участия необходимо
Подходит всем, в том числе начинающим с нуля

Темы
Лекции, история искусств

Техники
Карандаши, акварель

Примерное время
Одна лекция — два часа

Что развивается
• Насмотренность
• Умение видеть не только смысл, но и художественную ценность произведения
• Графический арсенал и знание художественных приемов
• Понимание художественной логики разных эпох
• Качество рисования
• Умение поставить задачу и выбрать для нее прием

Результат
• Серия заполненных рисунками книжек
Как видеть художественное произведение?
Какие вообще задачи может решать в нем художник?
Что можно найти в произведении кроме сюжета?
Почему что-то хорошее, а что-то плохое?
Как продвинуться дальше оценки нравится — не нравится? Смотрим, слушаем и заполняем специально подготовленные Павлом книжки собственными рисунками.
Павел Шевелев — ведущий
Художник, искусствовед, преподаватель рисования, иллюстратор.
Окончил Московский университет печати. Среди прочего выставлялся на международной ярмарке АРТ.ФЕЙР (ART.FAIR) 21 (г.Кёльн, Германия) на биеннале современного искусства в Македонии «I Thessaloniki Biennale of Contemporary Art» (с проектом «Рисунки суда над Лебедевым и Ходорковским». Имеет диплом Академии Художеств за серию графических работ «ХХ» и диплом Ассоциации книгоиздателей России за иллюстрации книги.

Фейсбук
Инстаграм
1500 ₽ / 1000 ₽
13 000 ₽
12 занятий
Разовое посещение или онлайн-трансляция
Программа
1. Над чем работали художники
23 октября, суббота
С 15 до 17


Разговор про историю искусства в целом и про основные задачи, которые всегда ставят перед собой художники. Любое искусство — новая реальность, переработанная, не тождественная настоящей. Разбираемся, как реальность листа изменялась на протяжении веков и какие варианты были найдены.

Первая часть: живопись
Смотрим: пещерные сцены охоты, ассирийскую и египетскую плоскость, греческую плоскостность, помпейскую и романскую живопись, работы художников эпохи Возрождения, а так же работы Караваджо, Пуссена, Сезанна, Бэкона.
Ищем, как работают с плоскостью.

Вторая часть: эволюция скульптуры
Смотрим: природные формы, древнегреческий курос, Дискобола, скульптуры Донателло, Микеланджело, Джакометти, Генри Мура, Пикассо.
Ищем, как объём скульптуры передает объём реальности.

Третья часть: рисунок
Смотрим: петроглифы, процарапанный рисунок на амфорах, сграффито фресок, работы Рафаэля, Клюе, Гольбейна, Энгра, Пикассо, Матисса, Фаворского, Ливанова, Твомбли, Бэнкси.
Ищем, как рисунок из подготовительного становится отдельным видом искусства, удивляет и потрясает.
2. Отделение реальности мира от реальности рисунка. Рама
13 ноября, суббота
С 15 до 17


Всякое изображение хочет быть новой самодостаточной реальностью. Потрет хочет стать похожим на человека, то есть — стать предметом. Плоский холст хочет стать глубиной, хочет вместить в себя все видимые вещи.

Но реальность и художественное произведение — не одно и тоже. Это разные миры, и чтобы их оценить в должной мере, надо перевести фокус внимания. Невозможно воспринимать сразу обе реальности из одного фокуса — это как смотреть в книгу и на пейзаж одновременно.

Смотрим: прическа у лица, наличник у окна, рисунок сам по себе, и оформленный в раму.
Ищем в чем различие реальности мира и художественного произведения.

Смотрим: жемчужину в раковине, украшение травой и цветами храмов, крестов на кладбищах.
Ищем цветы, как элемент рая. Другого, лучшего мира. Понимаем раму, как украшенную цветами ступень в картину.

Смотрим: рамы в римских фресках, картины в Ренессансных рамах, в рамах 19 века, картины Моранди, Мадриана в рамы 20 века.
Ищем разное пространство, — разные рамы. Рамы в золоте с лепниной подходят Пуссену, но не подходят кубистическим картинам. Думаем о грани нужности рамы и ее ненужности, но нужности. Диалектика.

Смотрим: скульптуры на подставках и без. Скульптуры отрытые только что и скульптуры в городской среде. Каменные и деревянные боги, каменные бабы, городская античная скульптура, домашние бюсты из Помпей, готическая скульптура в храмах, скульптуры на улицах городов 19-20 веков, на постаментах, и включенные в пейзаж 21 века. Скульптуры, в которых окружение работает не меньше, чем сам объект — например, мемориал евреев в Берлине.
Ищем: что для скульптуры является рамой. Чем художественное произведение отличается от реальности. Зачем на самом деле нужна рама, и как ее форма зависит от пространства картины. Есть ли рама у скульптуры.
3. Разговор про хорошее и плохое искусство
20 ноября, суббота
С 15 до 17


Разговор открытый, потому что всем может нравиться разное, но в истории искусства остаются только значимые вещи — и это не случайно. Есть законы пространства плоскости, которые могут быть нарушены, подчинены, но не отброшены.

Сначала поговорим про то, что человеку нравится и от чего это зависит. Могут ли вкусы быть одинаковыми у первобытного человека и у современного?

Ищем: что подходит под понятие красоты для всех. Голодный, сытый, богатый, бедный, в жаркой стране, в холодной и тд. Красивое, привычное, золотое, большое, светлое, жизнерадостное.

Смотрим четыре «хороших» и четыре «плохих» произведения одной эпохи. Анализируем, что есть у одних и чего нет у других.
Ищем: что сближает великих и что сближает тех, кто не очень хорош.

Каждый участник называет художников и произведения искусства, которые нравятся всем. Смотрим, как работают в них основные законы в отобранных нами работах.
4. Устройство листа
27 ноября, суббота
С 15 до 17

Знакомство с листом, стеной, книгой, зданием — поверхностями для рисования. Центр, края, — каждый со своей функцией и задачей, — верх, низ. Глубина и разная плотность поверхности.

Разбираемся с вопросами и в конце концов, выходим к пониманию как устроен лист.
5. Вход в изображение
4 декабря, суббота
С 15 до 17


Лекция тесно и неразрывно связана с третьей лекцией.

Разбираем тезис, который вывели на предыдущем занятии, — что в изображение надо зайти. И этот заход должен быть придуман и продуман.

Смотрим разные произведения с этой точки зрения: дворец в Персеполе, Джоконда, Моне, Пикассо, Веласкес, Миро, Малевич, скульптуры Микеланджело, гравюры Дюрера и тд.
Ищем и анализируем варианты решений. Осмысляем их и зарисовываем.
6. Планы
11 декабря, суббота
С 15 до 17


Если на пятой лекции мы разбирали, как устроить зрителю вход в картину, который поведет его куда-то. Значит, что-то должно быть помещено внутрь листа — как же устроен этот «внутрь»?

Ведь деталей и вещей может быть бесконечное количество, а как-то это надо нам структурировать. Как? Оказывается есть структура неизменная для художественного произведения. Это структура трех планов. Почему их три, а не четыре или десять — об этом и говорим на лекции.

Смотрим: Первобытное искусство, Ассирию, Грецию, Средние века, Возрождение, Караваджо, кубизм, супрематизм, конец 20 века.

Главный интерес лекции в том, что становится понятно куда смотреть на картинке. И как выстроена картинка любого пространственного решения от Леонардо до точек Хуана Миро.
7. Общий тон картины
18 декабря, суббота
С 15 до 17

Эта лекция на 70% посвящена живописи, — но здесь действуют те же законы, что и в остальных видах художественного творчества. Сначала говорим о понятии общего тона, — откуда оно и почему важно.

Смотрим: краснофигурные и чернофигурные вазы греческого мира, Помпейские фрески, Джотто, мозаики Софии Киевской, Троицу Андрея Рублева, Феофана Грека, Караваджо, Веласкеса, Гойю, Юрия Васнецова, Твомбли, Полока.

Отдельно разбираем общий тон в графике: – из чего состоит цветовая гамма изображения;
– понятие серого как главного между белым и черным: – условность цвета, — что, например, необязательно рисовать белое белым, всё зависит от общего тона и окружения.
Смотрим: офорты Рембрандта, Дюрера, гравюры Фаворского.
8. Скульптура, как объект в котором все так же как в картине. Но есть различия
8 января, суббота
С 15 до 17

Смотрим: Велиндорфские Венеры, Египетские скульптуры, греческие куросы, Дискобол, римские статуи, романские скульптуры, Донателло, Микеланджело, Роден, Домье, Пикассо, современные скульпторы, рельеф петроглифов, ассирийский, египетский, скульптуры Фидия, римские и средневековые рельефы, Донателло, модерн начала двадцатых, московское метро, рельефы из песка Шаховского.
Ищем планы, вход в изображение, края, пластические решения.
9. Что всегда плохо делать в рисунках и вообще не надо так
15 января, суббота
С 15 до 17


Использовать все цвета разом, хаотично. Не думать о планах, смотреть везде одинаково внимательно. Рисовать по отдельности все. Одно не знает и не соотносится с соседом. Один план вылезает за другой. Предмет вываливается из картинки. Не думать о краях Рисовать посередине, с одинаковыми полями. Рисовать предметы, а не лист и пространство. Рисовать ради красивого эффекта. Слишком стараться. Не стараться. Делать «красиво». Не увидеть то, ради чего рисуешь. Думать, что само получится. Забыть, что прокол всегда в центре. Скульптура без постамента картинка без рамки. Бессмысленные линии.
10. Русское искусство 20 века. Решение планов
22 января, суббота
С 15 до 17


Как организовано пространство в гравюрах Фаворского, в абстракциях Филонова, в графике Ливанова и работах других русских художников XX века.
11. Плохое искусство и хорошее, делающее, как плохое, но с обратным результатом
29 января, суббота
С 15 до 17

Продолжение восьмой лекции. На примере плохой и хорошей картинки выявляем когда то, что нельзя делать, получается хорошо.

Павел: «Тут сразу нужно оговорится, что оценка искусства, деление его на «плохое» и «хорошее» — это очень личное дело. Что одному плохо, то другому хорошо. Много раз бывало, что художник отвергался, его искусство считалось плохим, а потом он появлялся из забвения и теперь без него невозможно представить историю искусства. Все же, я считаю, что плохое искусство существует и это объективный факт, который я подтверждаю своими мыслями и опытом. Тем интереснее увидеть, как то, что используется плохим художником, неожиданно играет у хорошего.
12. Проколы в искусстве
5 февраля, суббота
С 15 до 17


Что не так с работами Глазунова, Шилова и Церетели, и некоторыми работами Алейникова, Шмаринова и Фаворского.
13. Почему у нас такое художественное образование, а не другое
12 февраля, суббота
С 15 до 17


Рассматриваем систему художественных школ, высших учебных заведений с гипсами и натурщиками.

Краткая история искусства в двух словах. Открытие античности. Возведение античного искусства в идеал. Создание школ, которые приближаются по настоящему к идеальному искусству. Корректировка времени. Импрессионисты. Кубизм, Абстракционизм, Футуризм, Супрематизм, Дадаизм, Филонов, современное состояние искусства и образования художественного. История советского образования с 1917 до 1990х, современная ситуация.
Материалы
• Твердая подложка формата А3
• Простой карандаш
• Ластик
• Цветные карандаши
• Акварель
• Тонкая и средняя кисточки
Еще по теме