Тон, цвет, состояние

Пленэрный онлайн Кирилла Зимана
8 июня — 6 июля 4 недели
В июне на улице невероятно здорово: зелень, цветы, яркое синее небо, солнце, косые тени, сумерки и закаты. Хочется всё это написать. И кажется, что тут сложного, — берешь и пишешь. Начинаешь, — и вот уже всё пошло куда-то не туда, получается совсем не то, что хотелось передать. Два больших «не туда» мы и прорабатываем на курсе.

Первое — визуальное многообразие. В нем легко закопаться и забыть, что хотелось передать.
Как решаем: разбираемся, что рисовать, а что нет, насколько подробно рисовать, когда пора остановиться, и как скомпоновать этюд, чтобы передать впечатление от натуры. Работаем «от пятна»: смотрим на пейзаж как на пятновую абстракцию — это поможет ясно увидеть пейзаж и передать состояние.

Второе — передача цвета. На палитре много красок, и если пытаться показать каждый оттенок, вместо солнца может получится винегрет. Как решаем: учимся видеть, что пятна отличаются не только цветом, но и тоном. Состояние, которое мы хотим передать, определяется соотношением тонов. Например, ранние июньские сумерки — это состояние. И в сумерках много сближенных тонов. Чтобы пейзаж получился выразительным, нужно будет как следует разобраться со всеми этими тонами, — а цвет тут на самом деле даже не самое важное.

Чтобы окончательно справиться с тоном, ограничиваем палитру: вместо двенадцати красок используем три-четыре. И тут оказывается, что в этих трех-четырех красках есть множество оттенков, которые не получалось поймать и сгармонизировать, когда их было больше.

Для участия необходимо
Опыт рисования с натуры, пусть даже небольшой.

Подходит тем, кто:
– хочет писать этюды;
– хочет попробовать разные техники на пленэре;
– ищет способы сделать этюды выразительнее.

Техники
Любые цветные техники, в которых вам привычно работать: масло, гуашь, темпера, акварель, масляная или сухая пастель, цветные карандаши

Примерное время
Минимум — 3-4 часа в неделю
Оптимально —30-40 минут в день

Что развивается
Навык работы с цветом и красками
• Умение попадать в тон и цвет
• Понимание что такое общий цвето-тоновой строй работы и как его выстраивать
• Понимание, как ведут себя краски в смесях и по соседству друг с другом

Результат
Много разных этюдов
Прорабатываем пленэрные затруднения: учимся отбирать из визуального многообразия, воспринимать пятнами — и работать ими, разбираться с тоном. Ограничиваем палитру и передаем состояние пейзажа.
Кирилл Зиман — ведущий
Художник-мультипликатор, (ВГИК, 2017, мастерская С.А. Алимова).
Преподает рисунок и живопись в Московской Международной Киношколе.
В Школе ведет наброски и курсы в оффлайне и в онлайне.

Инстаграм
12 000 ₽
Этюды Кирилла
Этюды Кирилла
Для участия понадобится
- Компьютер или планшет
- Интернет-браузер
- Приложение для обработки фото
- Текстовый редактор
Как работаем
ВТ
ВС
ПН
Выдача теоретических материалов и задания на неделю, начало работы
Обзор проделанной работы
Расписание
Кирилл комментирует обзоры
_
Работаем на платформе «Миро». Курс выглядит как огромный виртуальный холст, в котором у каждого участника свой борд. Вопросы, возникающие по ходу, задаем в любое время — раз в сутки преподаватель отвечает на них.
Скрин из онлайна Димы Горелышева «Портреты незнакомцев»
Скрин из онлайна Димы Горелышева «Портреты незнакомцев»

Материалы и задания — текст с иллюстрациями и видео-демонстрациями.
Обратная связь преподавателя — текстовые комментарии и рисование поверх рисунков с пояснением.
Рисунки участников прошлого набора (2020)
Рисунки участников прошлого набора (2020)
Владислава Воробьева
Мария Взглядова
Юлия Абрамчик
Владислава Воробьева
Мария Взглядова
Юлия Абрамчик
Ирина Ефремова
Юлия Абрамчик
Юлия Ляпина
Программа
2. Ограниченная палитра: смешение наложением
3. Ограниченная палитра: смешение на палитре
4. Один мотив в разных состояниях
Продолжаем рисовать пятнами без рисунка, но расширяем палитру до трех-четырех красок. Не смешиваем краски, а получаем нужный тон и цвет наложениями.

Кирилл: «Чем меньшем мы смешиваем краски, тем чище и ярче получаются этюды. Отказ от точного цвета показывает, что точный тон и внимание к форме пятен важнее цвета. Пробуем другой способ смешения — наложение. Это упражнение больше подходит для водных красок, маслом его желать сложнее».
Несколько ограниченных палитр. Передаем все богатство цветов 3-4 красками. Тонкие отношения цвета внутри ограниченной палитры: например, легкий холод в разбеле черной краски или краснота в охре.

Кирилл: «Ограничение палитры учит видеть много оттенков в небольшом наборе красок и тоньше воспринимать то, как цвета влияют друг на друга. К тому же, это очень удобный прием, который помогает добиться цельности работы – тремя краски гораздо проще привести к цельности и гармонии, чем двенадцать».
Один и тот же мотив несколько раз в разное время суток. Изменение освещения, цвета и тона. Как показать что солнечный полдень в целом светлее сумерек.

Кирилл: «Упражнение учит видеть общий тон работы. Солнечный полдень в целом светлее сумерек, значит и этюд изображающий полдень должен быть в целом светлее. Так мы начинаем видеть какой цвет вписывается в общий тональный и цветовой строй этюда, а какой нет. Появляется чувство цветовой гармонии».
1. Пятно в четыре тона
Этюды пятнами одного тона без рисунка. Обобщение до двух тонов. Сравнивание пятен по тону. Обобщение до четырех тонов. Пишем одной или двумя красками.

Кирилл: «Первое упражнение учит видеть тон и сравнивать пятна по тону. Обычно мы не задумываюсь реагируем на цвет – небо синее, трава зеленая, куртка красная. А чтобы сказать, что из них темнее надо специально обратить на это внимание. Это помогает точнее попадать в цвета и их отношения, и видеть общий тональный строй работы».
Материалы
• Краски. Более или менее полный набор цветов. Хорошо если будут и спектральные и земли.
• Кисти. Для водных красок: китайские кисти для каллиграфии или крупные колонки, примерно 8-10 номер. Для масла: плоская щетина — несколько кистей от 5 до 12 номера и колонок номер 3.
• Основа. Для водных красок: плотная акварельная бумага 250-300 гр, формат А4-А3, 15-30 листов. Для масла: грунтованный переплетный картон, того же формата, 15-30 листов.
• Палитра. Для водных красок подходит белая тарелка. Для масла: деревянная палитра, новую надо покрасить в нейтральный тон маслом, чтобы она не тянула краску.
• Баночка для воды. Для масла: разбавитель, например финский уайтспирит.
• Мастихин — доставать краску из банок и чистить палитру.
• Ветошь — старые тряпки, чтобы вытирать кисти и палитру.
Полезные материалы по теме
Полезные материалы по теме
Отзывы участников прошлого набора (2020)
Отзывы участников прошлого набора (2020)
Владислава Воробьева
Хотела подтянуть свои знания по колориту
Больше стала следить за тоном в зависимости от состояния природы. Больше внимания на большие тоновые отношения, чем на мелкие детали)
Более цельные и убедительнве этюды(как мне кажетс) . Рисование странными цветами помогло вообще не "копировать" цвета природы, а как раз смотреть на главное - тон, отношения, композиция
Мне все очень понравилось. Единственное, в уроки я бы добавила больше знаний по физическим состояниям природы. Я о них читала раньше (поэтому знала, а кто то мог не знать ) облачная погода - холодный свет/тёплая тень, солнечная - тёплый свет/холодная тень.. И так далее...
Юлия Ляпина
Сравнивание как земля к небу, насколько тень относится к самому темному, сразу смотрю сколько будет средних 2 или 3 и если совсем мало времени, то средний оставляю один и под эти задачи проверяю палитру и ее границы
Спасибо, что делаете нас и наши умения лучше! ну для меня было бы удобнее все упражнения выполнять на одном сюжете. все задания через него провести, а если время позволяет, то и другие мотивы опробовать. вклад в развитие моей живописности за эти 4 недели случился больше чем за год самостоятельных не пойми чего))) Кирилл прямо котик, в лучшем самом его проявлении
Александра Подчаха
Была на другом курсе Кирилла и также тема была в точку
Мне очень помогло упражнение на 4 тона. Теперь автоматически все раскладываю в голове.
Вы супер