Онлайн Кирилла Зимана
16 июля — 13 августа
Тон, цвет, состояние
На улице сейчас невероятно здорово, особенно после карантинной весны в четырех стенах: зелень, цветы, яркое синее небо, солнце, косые тени, сумерки и закаты. Хочется всё это написать. И кажется, что ничего сложного тут нет, — берешь и пишешь. А стоит начать, и вот уже всё пошло куда-то не туда. Эти «не туда» мы и будем прорабатывать на курсе.

Первое — много всего вокруг. Непонятно, что из этого многообразия выбрать, как скомпоновать, чтобы передать своё впечатление, что рисовать, а что нет, насколько подробно рисовать, когда пора остановиться, и т.д. Эти вопросы решаем пятнами: учимся смотреть на пейзаж как на пятновую абстракцию и вести работу «от пятна». С пятнами проще иметь дело, и в целом картинка становится яснее.

Второе — передача цветов. На палитре много красок, и если пытаться показать каждый оттенок, вместо солнца может получится винегрет. Важно увидеть, что пятна отличаются не только цветом, но и тоном. Состояние, которое мы хотим передать, определяется соотношением тонов. Например, ранние июньские сумерки — это состояние. И в сумерках много сближенных тонов. Чтобы пейзаж получился выразительным, нужно будет как следует разобраться со всеми этими тонами, — а цвет тут на самом деле даже не самое важное.

Окончательно справиться с тоном поможет сокращение палитры: вместо двенадцати красок использовать три-четыре. И тут оказывается, что в этих трех-четырех красках есть множество оттенков, которые не получалось поймать и сгармонизировать, когда их было больше.

Если вернуться к абстракциям, можно сказать, что курс про то, как большие пятна и их тональные и цветовые отношения создают композицию и состояние. А если по-человечески, то он про то, как разобраться с основными трудностями пленэрной живописи.

Адресовано тем, кто хочет
  • писать этюды
  • попробовать разные техники на пленэре
  • сделать свои этюды выразительнее

Техники

Любые цветные техники: масло, гуашь, темпера, акварель, масляная/сухая пастель, цветные карандаши

Требования к участию
Опыт рисования с натуры, пусть даже небольшой.

Мы думаем что это займет примерно
Минимум — 3-4 часа в неделю
Оптимально —30-40 минут в день

Что развивается
• Навык работы с цветом и красками
• Умение попадать в тон и цвет
• Работа с общим цвето-тоновым строем
• Понимание, как ведут себя краски в смесях и по соседству друг с другом

Результат
Много разных этюдов.
Прорабатываем пленэрные затруднения: отбор, компановка, этюды «от пятна», работа с тоном, ограничение палитры и передача состояния.
Кирилл Зиман
Ведущий курса
Художник-мультипликатор, (ВГИК, 2017, мастерская С.А. Алимова).
Преподает рисунок и живопись в Институте Современного Искусства.
В Школе ведет наброски и курсы в оффлайне и в онлайне.

Инстаграм
10 000₽
ЧТ
ВТ
СР
Выдача теоретических материалов и задания на неделю, начало работы
Обзор проделанной работы
Для участия понадобится
Расписание
- Компьютер или планшет
- Интернет-браузер
- Приложение для обработки фото
- Текстовый редактор
Кирилл комментирует обзоры
Системные требования
Передача состояния одного и того же мотива в течение суток.
Кирилл Зиман сделал.
Этюды Кирилла Зимана
Программа

Первая неделя: работа «от пятна»
Этюды пятнами одного тона без наброска и разметки. Обобщение пейзажа до двух тонов. Освоение инструментов и материалов. Во второй части упражнения сравнение пятен по тону и обобщение всех тонов до четырех. Работа одной-двумя красками.

Вторая неделя: состояние
Один и тот же мотив в разное время суток. Изменение освещения, цвета и тона. Как показать, что солнечный полдень светлее сумерек.

Третья неделя: палитра
Ограничение палитры. Передача впечатления тремя-четырьмя красками. Работа с тонкими отношениями цвета внутри ограниченной палитры. Например, легкий холод в разбеле черной краски. Или краснота в охре.

Четвертая неделя: эксперименты с ограниченной палитрой
Разные сочетания красок. Смешение двух непривычных цветов и наблюдение за ними. Например, как зеленая желтеет рядом с синей или синеет рядом с красной.
Этюды участников прошлого набора
Материалы
• Краски. Более или менее полный набор цветов. Хорошо если будут и спектральные и земли.
• Кисти. Для водных красок: китайские кисти для каллиграфии или крупные колонки, примерно 8-10 номер. Для масла: плоская щетина — несколько кистей от 5 до 12 номера и колонок номер 3.
• Основа. Для водных красок: плотная акварельная бумага 250-300 гр, формат А4-А3, 15-30 листов. Для масла: грунтованный переплетный картон, того же формата, 15-30 листов.
• Палитра. Для водных красок подходит белая тарелка. Для масла: деревянная палитра, новую надо покрасить в нейтральный тон маслом, чтобы она не тянула краску.
• Баночка для воды. Для масла: разбавитель, например финский уайтспирит.
• Мастихин — доставать краску из банок и чистить палитру.
• Ветошь — старые тряпки, чтобы вытирать кисти и палитру.

Как работаем
Вопросы, возникающие по ходу задаем в любое время — раз в сутки преподаватель отвечает на них.
Скрин из онлайна Димы Горелышева «Портреты незнакомцев»
Работаем на платформе «Миро». Курс выглядит как огромный виртуальный холст, в котором у каждого участника свой борд.
Скрин из онлайна Димы Горелышева «Портреты незнакомцев»

Материалы и задания — текст с иллюстрациями
Обратная связь преподавателей — текстовыми комментариями
Пленэр, проведённый Кириллом, был очень насыщенный и научил меня обобщать, видеть сюжеты формально. Особенно понравились задания, с использованием четырёх, трёх красок, включая белила. Это даёт возможность, не зацикливаясь на цвете, передавать состояние природы. И как ни странно работы все равно получаются летними, солнечными, даже без зеленого, а, к примеру, используя красный и синий цвета. Кирилл очень внимательно подходил к процессу, не ограничивая нас в выборе сюжетов, но объясняя чем тот или иной сюжет будет правильнее выбрать, какие цвета предпочтительней. Спасибо за прекрасный опыт!
Отзывы участников онлайн-курсов Кирилла
Олеся
Участница Пленэрного онлайна
В мастерской я была сразу на 3х направлениях: живопись, графика и ежедневное рисование. На живописи нам предложили работать ограниченной палитрой, ну очень, прямо до 1-2 тонов. Это так развивает! На графике заставили думать, что собираешься нарисовать и что главное и какими средствами это показать и как?..

Я Простую школу заприметила ещё год назад и рада, что приняла участие спустя год. В Школе очень чувствуется наработка и опыт педагогического состава, методики, правила, следование которым неизбежно даёт результат и рост, а также прекрасные отработанные практикой творческие задачи.
Участник курса «Отбор средств в этюде»
Курс интенсивный, и рассчитан на большой объем самостоятельной работы в течение ВСЕГО курса, при этом ближе к концу напряженность возрастает. Поддерживать интенсивность сложно. По крайней мере я под конец курса немного "подсдулся". Будущим участникам могу порекомендовать готовиться к тому, что плотно работать придется весь месяц, а не только по воскресеньям + пол-дня на домашнее задание. По хорошему, домашнее задание курса имеет смысл распределять в течение недели с тем, чтобы была возможность не только выполнить его в полном объеме, но и спокойно обдумать результаты и внести корректировки. Каждый раз, когда я откладывал домашнее задание на последний день, это сказывалось не лучшим образом и на домашней работе, и, что важнее, на качестве занятия. Рваный ритм в данном случае не подходит. По ощущениям, объем сделанного "дома" должен как минимум соответствовать сделанному на занятиях.

По организации все традиционно четко, вовремя и лаконично. Фирменный стиль Кружка, который можно охарактеризовать, как железную интеллигентность). Ощущалось, что этот курс первый для Кирилла, но это и все, что можно по этому поводу сказать. Желаю, чтобы пленэрный курс Кирилла развивался и жил своей жизнью. Он хороший и нужный.

Итоги:
Основная польза курса для меня, которая понятна сейчас:
- Практическое осознание диктата тоновых отношений над цветом
- Навыки и ценность упрощения
- Много работы в непривычном формате и условиях. Практически все, что можно, от выбора мотива до организации краски на палитре и порядке исполнения, делалось не так, как обычно и привычно
- Пользуясь случаем, взялся за то, до чего никак не доходили руки: оживление пейзажа людьми, много разнообразных деревьев, архитектура

Т.е. цель курса "Научиться осознанно выделять главную тему работы, выбирать под нее технику и палитру. Улучшить навыки работы с цветом." выполнена. Но, совершенно точно требуется некоторое время пожить и порисовать с новыми знаниями, чтобы они "обжились" и проявились в полной мере. Вернусь из ближайшей пленэрной поездки, надеюсь, смогу формулировать результат.
Мы в Инстаграме