Звучание абстракции
или визуальный минимализм

Курс Марины Пахотиной
21–29 мая
По субботам и воскресеньям
С 15 до 18
11 000₽
С одной стороны, пробуем себя в абстракции: отстраняемся от привычного фигуративного рисования, расслабляемся, экспериментируем с подходами и техниками, и смотрим, как вывести свои наработки в законченную серию.

В то же время, прорабатываем трудности фигуративного рисования:
– избавляемся от страха чистого листа и страха испортить — нет задачи передать визуальное сходство с объектом, есть задача выразить настроение и состояние. А это уже не страшно, — никакой планки же нет;
– учимся сохранять ясность посыла — рисуя с натуры легко увлечься деталями и потерять за ними главное, что хотелось сказать. Мы же будет отталкиваться от звуков и работать с простой геометрией, линией, пятном, заливками цветом, — а тут уже не так много сущностей, чтобы на них отвлекаться;
– анализируем композицию и её влияние на эмоциональное впечатление — какая бы ни была задача — передать впечатление от натуры или рассказать историю, — хочется, чтобы работа зацепила эмоции зрителя, а не стала одной из многих картинок в Инстаграме. Композиция — основа этого впечатления. А абстракция — возможность отбросить изобразительность и поработать с чистой композицией.

Всё время отталкиваемся от звуков и музыки — переводим их в пятна, линии и цвет, находя точное визуальное выражение. В завершение выбираем любимую музыкальную композицию и создаем абстрактную серию на ей основе.

Курс создан для тех, кто
– Рисует, проектирует, создает дизайн, — как один из методов композиционного творчества.
– Находится в состоянии творческой «заморозки» и испытывает трудности в работе с чистым листом.
– Хочет усилить выразительность своих работ, добавить эмоциональной глубины.
– Интересуется абстракцией.

Для участия необходимо
• Опыт рисования с натуры, пусть даже небольшой — если хоть пару раз рисовали, уже считается
• Опыт работы в разных техниках — хотя бы две-три

Техники
Смешанная техника

Что развивается
• Умение сочетать интуитивный и рациональный подходы к рисованию
• Абстрактное мышление и генерация идей
• Фокус внимания — переносится с «что» на «как»
• Понимание роли средств выразительности при создании эмоционально заряженных работ
• Смелость и свобода при работе в смешанной технике

Результат
• Двадцать карточек-упражнений формата А5
• Три листа формата А3
• Серия абстрактных листов произвольного формата и одна финальная работа в произвольной технике.
Что важнее — «что» нарисовано или «как»? Мы думаем, что «как». И на этом курсе расширяем своё «как» через абстракцию. Расслабляемся и решаем, в том числе, трудности фигуративного рисования: страхи в процессе, увлечение срисовыванием, передачу эмоций через композицию.
Марина Пахотина — ведущая
Окончила Краснопресненскую ДХШ и МАрхИ (2011 г.) Работала архитектором в бюро «Студиоплан» (Studioplan), «Бернаскони» (BERNASKONI) и бюро Оксаны Хлебородовой. С 2020 года преподаватель визуальных искусств дипломной программы международного бакалавриата (IB). Автор видео-курса «Созерцательная абстракция».

11 000 ₽
Работы Марины
Для меня это как выдох, когда делишься накопленным. Затем — снова вдох, чтобы повариться в собственной творческой кухне. И снова удивляться открытиям. Ведь сколько бы мы ни придумывали картины, конечный результат никогда не известен, и в этом самый кайф.
Марина Пахотина
Автор и ведущая курса
Программа
Первое занятие: что рисовать, если нельзя рисовать предметы
21 мая, суббота
Выполняем упражнения, в которых переводим звуки природы, шум города, голоса и другие звуки в пятна, линии и цвета. Задача — найти точное визуальное выражение для конкретной звуковой дорожки.

Что принести с собой:
– плотная бумага формата А5 — готовый альбом-склейка или предварительно нарезанные отдельные листы;
– как можно больше материалов и инструментов для черно-белого рисования: черные карандаши, фломастеры, тушь с кистями и перьями, уголь, гуашь, соус и т.д.


Второе занятие: рисуем музыку
22 мая, воскресенье
Усложняем задачу — рисуем абстракции по мотивам музыкальных произведений. Упражняемся на примере классики, эмбиента, джаза, поп-музыки.

Что принести с собой:
– папка плотной бумаги формата А3;
– кисти, гуашь, палитра.


Третье занятие: идём «от себя»

28 мая, суббота
Выбираем одну любимую музыкальную композицию и делаем на её основе абстрактную серию. В процессе пробуем разные композиционные приёмы.

Что принести с собой:
– эскизы, материалы и заготовки по домашнему заданию;
– ножницы;
– канцелярский нож;
– клей-карандаш.


Четвертое занятие: финальная работа
29 мая, воскресенье
Докручиваем «звучание» серии с предыдущего занятия.

Что принести с собой:
– материалы для финальной серии — на выбор.
Отзывы участников прошлого набора (январь-февраль, 2022)
Я пошла на курс, потому что мне хотелось попробовать нестандартный подход. В целом он помог раскрепоститься, — во время рисования часто страдают от перфекционизма, а в работе с Мариной удалось расслабиться. Большая часть этого расслабления осталась на курсе, но кусочек я забрала с собой всё-таки, в остальное рисование.

Сначала мы рисовали просто звуки — пение птиц, например. И нужно было рисовать как это звук выглядит, он какой? Он тонкий, шершавый, тягучий, — каким материалом его можно нарисовать. Музыку мы тоже разбирали: сколько дорожек, когда что вступает, как это изобразить. Это был для меня совершенно новый подход.

В начале первых занятий были лекции — полезно было, что я открыла для себя новых художников, которые рисуют иначе чем я. Но хотелось бы, чтобы лекции были покороче и поконцентрированнее.

Я стала внимательнее относится к тому, что рисую и что хочу выразить на бумаге — не только к тому, как это выглядит, а как оно звучит, какое послание несёт. Ну и бояться белого листа я стала меньше

Марина очень приятный человек и интересно ведет занятия. Она организованно подошла ко всему процессу, подготовила теоретическую часть, в которой рассказала нам об абстракции, и всем уделяла внимание во время практической работы:) Все этапы мы обговаривали всей группой, и в конце занятия мы обязательно собирались и обсуждали итоги.

Эллина Глебова
Записалась, потому что интересно было попробовать новое в творчестве. Справлялась по-разному, что-то легче проходило, что-то заставляло вкладывать много сил, в том числе и моральных. Что порой приводило к упадку. Но, в основном, это было приятным времяпрепровождением. Что в итоге привело к большому удовлетворению от процесса к окончанию курса.

Все трудности были скорее личного характера. Работа заставляла иначе посмотреть на восприятие себя в искусстве и искусства в себе))

Большая благодарность и теплота от прохождения курса и от того, как Марина бережно всех вела через весь процесс. Спасибо!

Светлана Тимофеева